|
Преподаватели кафедры социологии, общей и юридической психологии факультета
ГМУ Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС
Мартиросян К.В., Малявина С.С., Кузеванова А.Л., Забродина Т.И.,
Июнь 2022 г.
В дошкольном возрасте происходит развёртывание темперамента в соответствии с рядом закономерностей. К числу основных закономерностей принято относить следующие:
• Постепенность развёртывания: не с момента рождения, а с момента созревания основных свойств нервной системы (только сила проявляется с рождением ребёнка)
• Определённая последовательность в развёртывании свойств: пластичность – подвижность – сила
• Различные свойства темперамента возникают и проявляются в разном возрасте: тревожность, возбудимость – в первые месяцы жизни; импульсивность – начало 2г. жизни; агрессивность – 2,5 года
• Слабость возбуждения и торможения, их неуравновешенность
• Очень высокая чувствительность НС - сходство НС ребёнка со слабым типом
• Быстрое восстановление сил
• Слабо выраженная инертность
• Преобладание возбуждения над торможением. К старшему возрасту - усиление уравновешенности, но сохраняется преобладание возбуждения
В целом, для ребёнка дошкольного возраста характерно сочетание неуравновешенности возбуждения и торможения со слабостью обоих процессов и недостаточной инертностью. Это уникальный типологический вариант, свойственный для детей. Он отсутствует в традиционной типологии темпераментов взрослого человека.
Рассмотрим эти закономерности проявления темперамента более подробно.Уже в первые дни жизни новорожденные заметно отличаются друг от друга, прежде всего по степени реактивности на стимул при удовлетворении их биологических потребностей. Существенные различия проявляются в том, как дети засыпают и как переходят от сна к бодрствованию, сколько и как кричат в течение суток, насколько интенсивны и быстры их сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.
В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Различна реакция детей на нарушения привычного режима.
Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами:
1) общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики;
2) созреванием эндокринного аппарата;
3) специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента.
В.С.Мерлин подчеркивал: так как тип темперамента обусловлен общим типом высшей нервной деятельности, то и проявляется он не с момента рождения, а лишь когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства темперамента проявляются с первых дней жизни. Постепенное развертывание темперамента заключается в том, что различные свойства его возникают и проявляются в различном возрасте. Так, например, тревожность в виде повышенной возбудимости и интенсивности реакции страха проявляется уже в первые месяцы жизни; импульсивность как индивидуальная особенность - в начале второго года жизни; агрессивность — в два с половиной. К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей преддошкольного и дошкольного возраста относятся: слабость процессов возбуждения и торможения, их неуравновешенность, недостаточная инертность, а также очень высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от слабости и неуравновешенности нервных процессов, не выделяются из общего возрастного фона. Сходство нервной системы ребенка со слабым типом является возрастной особенностью и ярче выражено у младших дошкольников, чем у старших.
Слабость нервных процессов проявляется в быстром истощении, пониженной работоспособности, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает действия под влиянием раздражителя, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула.
Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Причем оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Так, ребенок на физкультурном празднике начинает нарушать правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности. Такое поведение - сигнал воспитателю о том, что нервная система малыша перегружена и ему требуется отдых. Переутомление наступает при чересчур сильной и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо одном виде деятельности. Внешне переутомление проявляется так: ребенок теряет интерес, становится вялым, безынициативным, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше умственную с практической. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастает в дошкольном детстве.
Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах:
а) нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать.. Подобная импульсивность поведения особенно выражена в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Так, формируемые черты характера - дисциплинированность, организованность, ответственность - начинают влиять на свойства темперамента, и ребенок сдерживает импульсивное желание.
б) преждевременные реакции, когда, например, при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.
На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает возбуждение. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков.
К возрастным особенностям высшей нервной деятельности ребенка относится и более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил.
У дошкольников (особенно у младших) слабо выражено такое свойство нервных процессов, как инертность. Поведение дошкольника ситуативно, он плохо переносит необходимость ожидания, ограничения во времени, быстро забывает обиды, обещания; его привычки нестойки и быстро разрушаются.
В.Э.Чудновский подчеркивает, что на протяжении дошкольного детства изменяется соотношение основных нервных процессов, а вместе с ним меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Так, поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит усиление уравновешенности, то старший дошкольник с уравновешенным типом нервной системы более уравновешен, чем младший, также отличающийся типологической уравновешенностью
Для педагогов и родителей актуальным является вопрос соотношения наследственного и приобретенного в происхождении и развёртывании темперамента. В ходе исследований с использованием близнецового метода установлена роль наследственности в происхождении ряда свойств темперамента (экстраверсии — интроверсии, нейротизма, аффективности). Доказана роль наследственности в происхождении силы, инертности, подвижности нервных процессов. Носителем наследственности, комплекса свойств темперамента является сцепление взаимодействующих генов. Следовательно, наследственный фактор существует не для каждого отдельного свойства, а для комплекса свойств.
Одновременно существует и факт изменчивости свойств типа нервной системы. И.П.Павлов подчеркивал, что поведение человека обусловливается «не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависят от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с названными выше свойствами (силой, уравновешенностью, подвижностью) нервной системы выступает и важнейшее ее свойство - высочайшая пластичность». Большое значение в плане изменения природных свойств нервной системы И.П.Павлов придавал целенаправленной систематической тренировке нервных процессов. Учитывая это, воспитатель может способствовать тренировке у каждого ребенка тех свойств нервной системы, которые в этой тренировке нуждаются. Так, даже возбудимый тип, отличающийся сильными возбудительными процессами, при тренировке может развить способность к сильному торможению. В.Э.Чудновский предполагает, что существуют возрастные периоды, более благоприятные для тренировки типологических свойств. Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Также обнаружены факты изменения свойств темперамента при резком ухудшении бытовых и материальных условий, после перенесенных тяжелых заболеваний, под влиянием трагических событий в семье, а также в результате воспитательной работы. Однако прижизненные изменения под влиянием внешних условий касаются лишь отдельных свойств, а не самого типа темперамента в целом.
Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей, что определяет податливость нервной системы различным влияниям.
Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей дошкольного возраста в процессе становления.
Тем не менее, общие особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений в индивидуальных особенностях моторно-двигательной, эмоциональной, волевой сферах личности, в разных видах деятельности – речевой, игровой, художественной, учебной, в реагировании на оценки, в социальном поведении.
Общепринято различать четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. Характерные особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения.
Охарактеризуем детей разных типов темперамента.
Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны, активны, общительны, с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, характерна высокая работоспособность. Дети-сангвиники легко переключаются с одной деятельности на другую. Они за короткое время осваиваются в яслях и детском саду. Но высокая пластичность и легкая переключаемость детей-сангвиников может иметь и отрицательную сторону: чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы; ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ниодного друга, бросает начатое дело и тут же берется за новое, ничего не доводя до конца, быстро устает от однообразия, поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей, собранности и аккуратности. Дети-сангвиники любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у них быстро и легко перестраиваются, поэтому сангвиника легко дисциплинировать. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Дети-сангвиники легко вступают в контакты со взослыми и другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться.
Ребенок возбудимого типа — холерик — имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Переживания их очень сильны, ярко выражены, эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, на любое неудбство, запрет, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы, очень импульсивны. Ситуации, в которых надо сдерживать себя, вызывают у них чувство протеста. У детей-холериков часто меняется настроение, движения их порывисты, речь быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.Такие дети очень активны: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Стремятся выполнять главную роль в играх, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми. В коллективе они излишне подвижны, шумливы, задиристы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, могут терять контроль над собой.
Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. Ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, замечания, напоминание.
Ребенок-флегматик имеет сильную, уравновешенную, малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания. Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Все реакции имеют нечеткий характер: негромко смеются, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Для флегматика необходим период вхождения в деятельность, внешний стимул. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у крайне медленно, но очень устойчивы. Все, к чему привык ребенок-флегматик, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу. Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, приспособиться к новому режиму, новым требованиям, познакомиться с детьми. Другие дети с трудом приспосабливаются к детям-флегматикам, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Но в привычной обстановке ребенок спокойно выполняет правила поведения, старательно справляется со знакомой работой.
Для ребенка-меланхолика характерен слабый слабый тип нервной системы. Они очень ранимы и чувствительны. Слабость нервных процессов опосредует быстрые и сильные реакции на слабые раздражители: к примеру, увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать. У них быстро наступает утомление: устают от шума, новых людей, замечаний. Нервная система быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. Все реакции ребенка-меланхолика «приглушены», он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Движения и мимика у таких детей обычно вялые, речь очень тихая, невыразительная. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения. Дети долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам.
Положительными чертами детей-меланхоликов являются способность сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. К общению со сверстниками ребенок-меланхолик не стремится, инициативы в общении не проявляет. Шумные сверстники его утомляют, предпочитает одиночные игры. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, с трудом отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от игр, не разговаривают. Первые дни пребываия такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя и бережного к нему отношения.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
3. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
5. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
6. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
|